Надо знать: десять шедевров северного модерна в Петербурге
Продолжаем изучать самые интересные достопримечательности Петербурга. Сегодня - лучшие здания, построенные в городе под конец имперского периода: от финской кирхи до посольства Германии, от дома Нобеля до дома Толстого.

Финская кирха в Зеленогорске

Сын священника Йозеф Стенбек всю свою жизнь строил только церкви и кирхи: деревянные, кирпичные, каменные — какие угодно. Сперва — в Российской Империи, а потом — и в независимой Финляндии (брат известного финского националиста Лаури Кивекяса вряд ли мог остаться в Советском союзе).
Одно из самых известных его творений — это церковь в Зеленогорске (тогда еще Терийоки). Евангелическо-лютеранская церковь была построена в 1906 — 1907 годах, затем освящена в 1908-м и стала одним из лучших примеров традиционного для тех мест и времен северного романтизма, смешанного с новодельной готикой: строгие формы, оглядка на средневековую архитектуру и финско-шведские традиции строительства.
Церковь пережила революцию, «Зимнюю войну», но в итоге все равно была частично разрушена. В 1940 году снесли колокольню. А в 1944 году саму церковь переоборудовали под кинотеатр — с символичным названием «Победа». Лютеране получили ее назад только в 1990 году. Сейчас там уютный модерновый зал.
Адрес
проспект Ленина, 13
Дом Мертенса

Фирма меховых изделий Мертенса была одним из главных предприятий по производству одежды в Петербурге. И ничего удивительного нет в том, что торговый дом Мертенса было решено построить в самом начале Невского проспекта, рядом со Строгановским дворцом.
Тогда Дом Мертенса был одним из самых новаторских сооружений в городе. Архитектор Мариан Лялевич применил при строительстве монолитную железобетонную несущую конструкцию (только в советское время она станет общим местом при сооружении зданий) и спроектировал три огромные застекленные арки на фасаде.
Адрес
Невский проспект, 21
Германское посольство
Здание работы прославленного немецкого архитектора Петера Беренса было выполнено в суровой имперской стилистике и увенчано конными статуями. По своему виду оно напоминало даже не посольство, а огромное правительственное или университетское здание.
Строительство посольства закончилось в 1913 году, а через год началась Первая мировая война. Патриотически настроенные горожане ворвались в здание, откуда только что уехал посол Пурталес, и разгромили его. Уничтожено было практически все: от мебели до ценнейшей посольской коллекции антиков. И, главное, были скинуты вниз, на проспект, конные скульптуры.
Адрес
Исаакиевская площадь, 11
«Англетер» и «Астория»

Здания, ныне являющиеся единым гостиничным комплексом, были построены в разное время и разными архитекторами. Причем если про «Англетер» практически ничего неизвестно, то «Асторию» строил в 1910-е годы знаменитый гений северного модерна Федор Лидваль.
Именно в «Англетере» 28 декабря 1925 года покончил жизнь самоубийством Сергей Есенин. И именно с «Англетера» начались перестроечные митинги в Ленинграде. Власти думали разобрать, снести гостиницу. На защиту памятника архитектуры встали многие известные культурные и общественные деятели. В итоге, что довольно необычно по нынешним меркам, здание действительно разобрали, а затем собрали, постаравшись максимально сохранить прежний облик. Получилось.
Адрес
Большая Морская улица, 39, и Малая Морская улица, 24
Дом Толстого
Как ни странно, никакого отношения ко Льву Николаевичу этот дом не имеет отношения. Более того, великий писатель умер за год до окончания строительства здания в 1911 году. Строил его знаменитый архитектор Лидваль для генерал-майора Петра Толстого. Главная достопримечательность здания — тройные арки. Проходящую через них дорогу неофициально называют «Улица Зодчего Лидваля». Само здание стало визитной карточкой того района, а внутри сооружения обосновалось сразу несколько знаменитых ресторанов из квартала на Рубинштейна.
Адрес
улица Рубинштейна, 17
Нобелевский городок

В Петербурге знаменитая семья Нобелей владела, среди прочего, несколькими заводами — вроде будущего ЛОМО и «Русского дизеля». Для нужд своих и рабочих они отстроили целый квартал, главной «изюминкой» которого был знаменитый доходный дом в стиле модерн. Кроме того, там же находились учреждения для рабочих, где они могли получить образование или нужную консультацию. Большая часть этих зданий сохранилась и в наши дни. Арка дома Нобеля — один из самых красивых элементов постройки. Стройные, аккуратные колонны немного напоминают венецианские дворцы: на этих тонких «ножках» держится огромный массивный фасад.
Адрес
Лесной проспект, 20
«Дом городских учреждений»

В начале XX века власти решили построить так называемый «Дом городских учреждений» на перекрестке Садовой улицы и Вознесенского проспекта – что-то вроде нынешнего МФЦ или Центра документов, естественно, с поправкой на требования того времени (то есть без техосмотра, зато с ломбардом и статистическим управлением). Строительством занимался архитектор Лишневский. Это было одно из самых высоких зданий на тот момент (еще выше мешал строить чересчур строгий на тот момент регламент). Получилась цветастая эклектика с оглядкой на готику (фигурки чудищ), а также элементами модерна (окна) и среднеевропейского ренессанса (внутреннее убранство помещений).
Адрес
Садовая улица, 55-57; Вознесенский проспект, 40-42
Дом Бубыря

Архитектор Алексей Бубырь потом приобретет этот дом, поселится на третьем этаже и сделает пристройку с гаражом для своего «Рено» (он строил здание завода для местного филиала французской компании). Талантливый и удачливый архитектор жил припеваючи до самой революции. После 1917 года заказы от частных лиц прекратились, новые власти тоже не спешили с ним сотрудничать, и Бубырь уехал на Украину. Там, в 1919 году, он и погиб от рук бандитов.
Главным его произведением, своеобразным памятником самому себе, и остался вот этот серый дом, расположенный на узком участке на Стремянной улице. Он стал образцом всего лучшего, что было в северном модерне.
Адрес
Стремянная улица, 11
Доходный дом Лидвалей

Еще один дом для еще одного большого зодчего эпохи. У Лидваля тут был даже рабочий кабинет.
С архитектурной точки зрения дом Лидваля — это своего рода энциклопедия декоративных и пластических приемов. Разнообразные формы эркеров и окон, где даже стекла были с алмазной гранью по краям, и освещаемые солнцем, они переливались всеми цветами радуги, богатство декора и отделочных материалов превратили этот комплекс в один из самых ярких образцов стиля северный модерн, хотя зачастую его называют даже самым выразительным и характерным образцом этого стиля. Говорят, что вплоть до самой смерти в 1945 году в Швеции, куда Лидваль эмигрировал в 1918 году, Федор Иванович беспокоился о сохранности дома и при любой возможности справлялся, не пострадал ли он во время Отечественной войны. Ведь дом Лидваль не просто построил по заказу своей матери, но и посвятил ей.
Адрес
Каменноостровский проспект, 1 — 3
Магазин и чайная Башкировых

Та часть Петербурга, что около Удельного парка и Поклонной горы до самой середины XX века была дачной территорией. Но постепенно тут появлялись и торговые дома, и развлекательные заведения. В числе прочих, для нужд своего бизнеса купили тут участок и крупнейшие поставщики муки в Петербурге купцы Башкировы. На нынешнем проспекте Энгельса (а тогда это была часть Выборгского шоссе) архитектор Мартынович выстроил для них два здания в стиле северный модерн (в отличие от московского более суровый, с более темными оттенками и более строгими линиями). В одном из них разместился магазин, в том, что поменьше, открылась чайная. В нем же, в начале восьмидесятых, открыли знаменитое перестроечное кафе «Корчма». А вот дому с магазином повезло меньше. Реконструкция под нужды банка «Санкт-Петербург» вроде бы ничего не поменяла в его внешнем виде, только теперь этот памятник архитектуры начала XX века напоминает, скорее, магазинный новодел нулевых.
Адрес
проспект Энгельса, 83 и 85
Интересные маршруты

Путешествие в Карелию с детьми
13 апреля