Школа импровизации «Точка Импро»: всегда говори «Да!» — и жизнь ответит тебе тем же
Если вы знакомы с творчеством Айзека Азимова, то фраза «Чтобы преуспеть в делах, планировать мало: нужно уметь импровизировать» должна быть вам знакома. Если нет, запоминайте — она обязательно пригодится. «Фиеста» поговорила с создателем крупнейшей в Петербурге и России школой импровизации «Точка Импро» и выяснила, почему импровизация — это не совсем про актерство и не про шоу на ТВ, а про жизнь, а также попросила поделиться несколькими полезными импро-лайфхаками для наших читателей, которые можно применять хоть каждый день.
Наливайте в кружечку вкусный чай или любой другой напиток по душе и устраивайтесь поудобнее: впереди — буквенное путешествие по миру импровизации, который для «Фиесты» открыла студия «Точка Импро» и ее основатель Виталий Козловский.
Метро
Петроградская / Московские ворота / Василеостровская
Телефон
+ 7 (911) 931-30-20
— Для большинства современников импровизация — исключительно шоу на известном федеральном канале.
На самом деле ей занимались еще в средние века. За пределами нашей страны импровизация дико популярна, а у нас течение только набирает обороты.
Один из первых импро-коллективов нашей страны — петербургский «Театр 05» и театр Crazy. Первые — более театральный проект, вторые — комедийный. Когда мы сами только начинали заниматься импровизацией, то ходили на выступления этих команд, и поверить не могли, что когда-нибудь сможем играть на сцене также.
— Когда случилось ваше знакомство с импровизацией?
Все началось со студии «Образ», в которой я некогда учился вместе с Константином Барышевым. Он увлекся импровизацией, случайно узнав об оригинальном жанре. Информации о нем тогда было мало, Константин начал изучать книги и материалы в Сети, а когда знаний накопилось достаточно, решил набрать первую группу. В один прекрасный вечер я волею судьбы оказался на его пробном занятии.
Сначала вообще не понял, что это — импровизация, но она настолько меня увлекла, что я намеревался в ней разобраться. Затянуло: спустя несколько лет из курса вырос коллектив, с которым мы выступали не только в Петербурге, но и на европейских фестивалях.
Я серьезно погрузился в тему импровизации и потратил немало сил на изучение жанра при помощи англоязычных ресурсов, посещал фестивали за пределами РФ. Шел пятый год моей «дружбы» с импровом. И в 2015-ом я решился, и запустил набор уже в новую, свою группу. Так удалось собрать первую группу «Капибара», которая стала отправной станцией нашей «Точки Импро».
— Вы выбрали интересное название — «Точка Импро». Что оно означает?
По сути — ту точку сбора, за пределами которой каждый гость школы оставляет мысли о работе, офисе, бумагах, начальнике, бытовых проблемах. У нас тут особая атмосфера.
Некоторые даже спрашивают: «А вы точно не секта?».
С этим, кстати, связан один забавный случай. Приходит к нам на пробное занятие суровый такой мужичок, бородатый, большой, с чемоданчиком. По окончании урока подошел ко мне и заявляет: «Поздравляю, вы прошли проверку». Я, конечно, не понимаю, что за проверка такая. Оказалось, что существует организация, которая проверяет подобные мастер-классы — видимо, на причастность к сектам.
— Я тогда тоже спрошу: вы точно не секта?
От секты в «Точке Импро» действительно что-то есть (в хорошем понимании этого слова, разумеется). В стенах нашей школы приняты свои правила и законы. Например, личные связи между студентами и преподавателями — первостепенное. Я подчеркиваю, мы уделяем очень, очень много времени командообразованию и доверию.
В этом кроется отличие «Точки Импро» от любой студии актерского мастерства или актерских курсов: актеры — это про погружение в себя. А импровизация — это про взаимодействие с окружением, про умение делать шаг веры навстречу и не ожидать ничего в ответ.
Да, импровизация — это, прежде всего, доверие! Поэтому у нас можно и нужно забыть о проблемах и комплексах и хорошенько повеселиться в компании единомышленников.
— Много вас на данный момент, импровизаторов-единомышленников?
Сейчас в школе параллельно обучается около 200 человек. Занятия в основном проходят на Петроградской стороне, пробные уроки — преимущественно там же, в центре, или в Библиотеке роста и карьеры на Московском проспекте. Иногда арендуем помещения по городу. Базовый курс состоит из 11 занятий, включая итоговое выступление. Занятия проходят раз в неделю.
Правда, обычно одним курсом большинство студентов не ограничивается: не потому что что-то не получается, а потому что импровизация становится классным хобби, которое не хочется бросать.
— Они переходят как бы на следующий этап?
Да, ведь заниматься импровизацией можно бесконечно. Первый этап посвящен знакомству с принципами импро, умению слушать, доверять, не бояться сцены, создать тотальное доверие — без последнего, кстати, сложно переваривать информацию, связанную с техниками. А вот освоение техник — это уже второй этап и последующие, в рамках которых студенты учатся искусству выстраивать историю, создавать персонажей, развивают навык построения конфликтов, легкость игры и свободу.
— Занятия ведут разные преподаватели?
Нет, у нас один куратор на группу. Потому что при другом раскладе сложно уделять командообразованию достаточно времени. Для каждого преподавателя группа становится своего рода детьми.
Доверительный контакт между участниками коллектива устанавливается только в том случае, если он может поделиться не только с членами команды, но и с куратором чем-то личным — и получить дельный совет.
Если преподаватель меняется с каждым уроком, достичь такого взаимопонимания не так уж просто.
— Но ведь получается, что с одним куратором у студента пропадает возможность взглянуть на те или иные техники с разных углов?
Возможно. Но чтобы пробовать новые техники, да еще и с новыми людьми, а не со своим коллективом, мы регулярно устраиваем джемы по импровизации, смешивая группы. Мероприятие ведут разные преподаватели «Точки Импро», у каждого из которых — свой стиль и приемы. Кроме того, у студентов есть возможность за дополнительную плату посещать мастер-классы по импровизации, куда мы приглашаем высококлассных мастеров из Италии, Франции, Австралии и других стран.
— Преподаватели в «Точке Импро» — люди с высшим актерским образованием?
Я, наверное, удивлю, но актерское образование обычно мешает стать хорошим импровизатором.
Дело в том, что люди, приходящие к нам учиться, не ставят себе целью быть профессиональными актерами и сниматься в кино или работать в театре. Они всего лишь хотят раскрепоститься, свободнее чувствовать себя на сцене или на презентациях на работе, комфортно ощущать себя в компаниях. К тому же импровизация — это полезный и приятный фитнес для мозга. А еще к нам записываются те, кто ищет хороших друзей и даже вторых половинок. Это не шутка, «Точка Импро» стала местом прекрасных союзов.
— То есть становиться актером — не главная задача студентов.
Нет. Актерскому мастерству учат по канонам: ты приходишь в профильное училище, у тебя пары по 10 часов, и на каких-то из них тебе дают задание перевоплотиться на полтора часа в волка или, скажем, два часа изображать супергероя. В общем, на таких курсах, на мой взгляд, людям приходится делать многое из того, что мешает погрузиться в настоящее творчество. «Точка Импро» отвечает именно потребности в чистом творчестве и выхода из зоны комфорта, перезагрузки.
Все, что делают в «Точке» и что у нас получают, можно легко применить в жизни.
Возвращаясь к профессионализму наших преподавателей, могу утверждать, что все они — специалисты, постоянно участвующие в ведущих российских и зарубежных мастер-классах и тематических событиях типа фестивалей и форумов. Они талантливые не только для того, чтобы блестяще выступать — у них талант передавать знания другим. Кого-то из преподавателей я заметил прямо на своих курсах среди студентов — и не ошибся в выборе.
— Предусмотрена некая программа построения курсов?
Есть программа, состоящая из нескольких тем: персонажи, конфликты, отношения, объекты и так далее. Как подать ту или иную тему, решает уже преподаватель. Любое занятие начинается с физической части, с разминки: это способствует концентрации, пробуждению энергии. Мы гордимся тем, что упражнения повторяются крайне редко — на актерских курсах это вообще нонсенс: я как-то посещал школу актерского мастерства, где на протяжении 14 занятий мы изо дня в день проговаривали одну и ту же скороговорку — это не то что скучно, а доходит до безумия. У нас другой подход.
В «Точке Импро» считают, что если вам неинтересно — вы ничему и не научитесь.
Поэтому кураторы групп меняют форму, оставляя содержание прежним: чтобы было интересно, чтобы у студента был приятный стресс, чтобы он не делал упражнения на автомате, а вовлекался в процесс. Арсенал упражнений при желании можете посмотреть на сайте Импропедия.ру — это полностью наш проект, где мы попытались собрать основы воедино и дать советы для начинающих. Платформа пользуется большой популярностью в стране, но это лишь 10 процентов от того, что дают в школе.
— Итоговое занятие курса, эдакий экзамен — обязательное выступление на сцене перед приглашенной публикой. Не совсем понятно, как это происходит? Темы шоу продумываются заранее?
В течение курса студенты осваивают 20-25 форматов импровизации (свидания, игры, вопрос на вопрос и другие). К концу обучения каждая группа выбирает для шоу 15 форматов, которые им больше нравятся. Сценария никакого нет, и удивительно, но эти 15 форматов в итоге формируют единый концерт. Это и разминка из разряда «сыграйте сцену, не употребляя в словах букву С»; это и предложения зрителей (гость называет любое слово, место, имя, хобби, предмет, фобию, дурную черту), которыми актеры вдохновляются и играют их, — тем масса. У таких выступлений есть ведущий, он направляет участников, чтобы шоу логично развивалось, а также музыканты и даже осветитель. После концерта мы — группы и преподаватели — всегда вместе идем в кафе и обсуждаем увиденное, делимся эмоциями.
Очень приятно видеть лица студентов в этот вечер: на них как будто написано «Я могу выступить так, чтобы мной восхищались!».
— Какие, кстати, форматы используются участниками нашумевшего шоу «Импровизация»?
В импровизации как жанре есть два направления: короткая форма и длинная. На ТВ — короткая: то есть для импровизации существуют определенные условия (после любой фразы актера ведущий говорит новую фразу или слово «меняй»). Такая форма делает сцену смешной — это цель передачи.
Но не все понимают, что одно из главных правил импровизации как раз в том, что актер не должен стараться рассмешить, ведь тогда он начинает судорожно думать о юморе и это становится очевидным для зрителя. Таким образом, вера в происходящее теряется.
Длинная форма — театрализованная. Там меньше механизмов, которые делают сцены смешными. Начинается, например, с того, что два актера спрашивают у зрителя, какое у него любимое место помимо дома и работы. Допустим, это дача. И актеры начинают играть сцену на даче. Без шокеров, без ведущих. Импровизируем! Длинная форма тоже может быть комичной, но не всегда.
В «Точке Импро» студента сначала знакомят с короткой формой — так проще познавать жанр, так проще раскрепоститься: многие на первых порах часто переживают, что о них подумают другие, не выглядит ли они нелепо.
— Были ли особо запоминающиеся шоу от студентов?
Выделить какое-то одно сложно. Бывает так, что на курс приходят свадебные ведущие, аниматоры, формируя группу — конечно, их выступления получаются фееричными, они как бы уже и пришли в школу с базой. А если соберутся хирург, бухгалтер, финансовый директор, менеджеры и повар, которые никогда не выступали, и перебарывали себя от занятия к занятию — тогда что? У меня есть такая группа, и когда они вышли на сцену, я видел настоящий прорыв.
Самое большое достижение — это не когда зрители аплодируют стоя, а когда ребята вдруг делают то, чего не могли раньше.
— Есть ли особый принцип обучения?
Всегда хвалить. И это — очередное отличие «Точки Импро» от курсов актерского мастерства, потому как в вузе, к примеру, собирают личность человека заново.
Некоторые преподаватели российских учебных заведений привыкли считать себя выше студентов, могут без зазрения унижать, жестко критиковать, ломать. Это, мне кажется, вообще является проблемой образования в России. В «Точке» наоборот: мы обязательно находим то, за что можно похвалить и повысить мотивацию.
Так человек начинает верить в себя. Я уверен: если ты хочешь, чтобы партнер вел себя как гений, относись к нему как к гению. Не получив уже гениальный результат, нет: именно до этого результата, то есть необходимо хвалить сразу.
— Вы упомянули, что группы со временем превращаются в семьи, круг друзей. Получается, «внекурсовая» жизнь тоже бьет ключом?
Мы стараемся не ограничивать курс только курсом. Ребята постоянно организовывают развлечения: играют в футбол, собираются на пикники, организовывают походы в музеи или просто встречи в баре. Проводят поэтические вечера, где можно почитать свои стихотворения или произведения любимых авторов. Собираются на кинопоказы. Летом у нас — выездной лагерь, едем на недельку потусоваться на природе с палатками. Есть и англоговорящий импро-клуб. Даже чат обмена вещами существует.
Кстати, «Точка Импро» выступает организатором Первого международного фестиваля импровизации в России — такие проводятся по всему миру и очень известны в Европе.
В этом году наш фестиваль прошел в третий раз, в конце сентября. Посмотреть на импровизации команд из разных стран мог любой желающий — даже не наш студент.
— Понятно, что полезные техники, которые позволяют раскрепоститься, вы даете на курсах. Есть ли какие-то универсальные лайфхаки, которые человек может применять в жизни, не посещая «Точку Импро»?
Одно из правил импровизации — всегда говорить «да». Еще лучше — «да, и». То есть соглашайся и предлагай свое.
Приведу примитивный пример. Допустим, у вас совещание, на котором обсуждается какое-то нововведение в компании. Чтобы крутая идея в итоге родилась, достаточно начать, пусть и с неправильного. Главное — начать! Вы предлагаете: «Давайте сделаем постоянную скидку для клиентов, которые приведут с собой друга?». Коллеги смотрят на вас взглядом а-ля «да ну какая-то фигня, ну ты чего» — и предложение больше не обсуждается, а инициатор потухает. Вместо этого кто-то из собравшихся может сказать «Да, и пусть эта скидка будет за одного человека — 10%, за двоих — 20%?», а другой продолжит «Да, и если он приведет пятерых друзей, то дадим еще в подарок два бесплатных мастер-класса!». В общем, это дает силы для креатива и продолжения идеи. В итоге может получиться так, что нововведением будет вовсе не скидка — но методом такого штурма родится что-то стоящее.
Еще один полезный навык, которому мы тоже учим — нахождение в моменте.
Вы, наверное, замечали, что в общении с кем-то мы часто не дослушиваем, уже придумывая наперед, как определенная умная фраза последует от нас в ответ собеседнику. И тогда упускаем нечто действительно важное — мы придумали, что ответить, а не дослушали мысль собеседника, не услышали ее полностью. Поэтому необходимо быть максимально внимательным, максимально здесь и сейчас. Также я советую научиться наблюдать. Не менее интересно — рисковать и не бояться ошибок.
Взрослые делают только то, что умеют, но вы посмотрите на детей: они просто делают и не боятся, поэтому и учатся чему-то новому. Надо осознать, что ошибки, в общем-то, неизбежны, но помните: если сместить фокус на действие, а не избегание ошибок, положительный результат не заставит себя долго ждать.
Делайте то, что нравится. И не оценивайте себя и окружающих: разговаривайте с людьми заинтересованно, кивайте, улыбайтесь, соглашайтесь! Сосредоточьтесь на комфорте собеседника, а не своем, сходу доверяйте ему — и увидите чудеса.
— Наверняка у вас, за время существования «Точки Импро», были моменты взлетов и падений. Справлялись с этим с помощью импровизации?
Пару раз в год стабильно мне хочется все бросить — как и у любого человека, случаются эмоциональные выгорания. Умом я понимаю, что все это временно, так что просто иду дальше. Я несколько лет назад выбрал то, к чему стремился сердцем — импровизацию, бросив проектную работу в офисе и начиная все фактически с нуля. Но когда горишь чем-то, все трудности уходят на второй план! Не скажу, что мне удается гармонично все совмещать — иногда моя бизнес-сторона побеждает творческую, иногда — наоборот. Но что без импровизации мне тяжело — это точно.
Огромное вдохновение приносят наши студенты, когда смотришь их выступления на сцене — а импровизацию нужно смотреть исключительно вживую для полного контакта и живых эмоций. Вижу очередную сцену и думаю: «Вот это самородок! Я бы так никогда не смог!».
Это — мотивация двигаться дальше.
— Если бы про вас, как создателя «Точки Импро», решили снять художественный фильм, то как бы он по-вашему назывался?
Если бы в основу фильма легло то, к чему я стремлюсь в итоге, то название было бы простым. Что-то вроде «Нормальный человек»!
P.S.
Чтобы убедиться в магии импровизации — например, в том, что совершенно незнакомые люди разных возрастов, профессий и увлечений буквально за два часа становятся добрыми знакомыми, или в том, что даже самый стеснительный человек через десять минут после начала урока будет с улыбкой рассказывать про самый забавный факт о себе, а еще через десять — придумывать короткий танец с партнером у всех на виду — достаточно записаться на пробное занятие. Это абсолютно бесплатно. И абсолютно весело.