Исчезнувший Петербург: дача Отмар-Нейшеллера
Просторы Каменного острова — это та обособленная часть города, где некогда были сосредоточены самые богатые и грандиозные особняки и дачи петербургской элиты. Рассказываем об одной из них — даче Максимилиана Отмар-Нейшеллера, купца, мецената и неприлично богатого человека.
История этой некогда роскошной дачи, где устраивали головокружительные балы и приёмы, начинается с 1800-х годов, когда данный участок земли переходит к надворному советнику Кусову, отстраивающему здесь роскошную дачу в стиле эклектика. Однако уже к 1832 году на участке начинается строительство новой дачи, которой в 1851 году начинает владеть надворный советник Утин, а в 1878 году - штабс-ротмистр Ивашев.
Кардинально новая жизнь в истории дома начинается в 1888 году, когда участок с дачами покупает купец 1-й гильдии, швейцарский гражданин Максимилиан Отмар-Нейшеллер — один из директоров «Русско-Американской резиновой мануфактуры», знаменитый в Петербурге меценат и благотворитель. Для переделки дачи он приглашает архитектора Вильгельма Иогансена, который значительно перестраивает дом, возводит конюшни и строит каретную. В 1903-1909 годах для оформления интерьеров приглашается художник Мюллер, который оформляет комнаты и залы дачи в стиле рационального модерна.
Как писал в своё время петербургский «журнал красивой жизни» «Столица и усадьба», «среди построек Каменного острова, столь разнообразных по стилю, объему и убранству, привлекает внимание дача-особняк, принадлежащая ныне М. Л. Нейшеллеру. Она расположена в лучшей части острова, между Малой Невкой и главной аллеей, ведущей на Елагин остров... Внутреннее убранство чрезвычайно своеобразно. Это царство цветов, зелени и света. Обширный зимний сад, обращенный окнами на юг, наполняется в светлые дни потоками солнца. Красиво расположены и другие комнаты первого этажа вокруг центрального белого «музыкального зала», играющего роль обширного hol».
До наших дней, увы, дача не сохранилась, так как в 1968 году её разобрали, а на её месте соорудили Дом для приема делегаций. Однако осталось несколько десятков фотографий 1931 года фотографа и путешественника Брэнсона Деку, которые позволяют увидеть сквозь время и эпохи, как выглядела дача.
Так, например, на фотографиях можно увидеть Зимний сад, в глубине которого находится большой бассейн, украшенный мраморной женской фигурой работы знаменитого итальянского скульптора Пьетро Каноника, или Синюю гостиную, украшенную мебелью из палисандра и живописными хрустальными канделябрами Ваккара. Особенное внимание заслуживает Музыкальный зал, в центре которого располагалась мраморная скульптура Пьетр Каноника Il Scavatore, а стены украшали старинные фламандские гобелены.
Адрес
наб. Малой Невки, 6
Фото: citywalls.ru