Дом эмира Бухарского
Дом, спроектированный для последнего эмира Бухары Сеида Алима в начале прошлого века, сочетает в себе восточную роскошь и стать и коммунальную сторону Петербурга. Здесь обитали абсолютно разные горожане: известные архитекторы, врачи, творческая интеллигенция и «авторитеты». Не удалось только пожить самому эмиру.
Это дом появился на Петроградской стороне в начале XX века, а конкретнее — в 1913–1914 годах. Проект дома разработал архитектор Степан Кричинский для последнего эмира Бухары Сеида Алима. Кстати, на деньги этого эмира возвели знаменитую петербургскую соборную мечеть. Существует легенда, что под Каменноостровским проспектом прорыт тоннель, который ведёт от мечети до этого здания.
Архитектор, кстати, успел пожить в спроектированном им доме до революции. Жил здесь и Дмитрий Отто, создатель Имперского клинического повивально-гинекологического института. Не успел только пожить сам заказчик Сеид Алим-хан. В 1920 году эмир был вынужден бежать в Афганистан из-за революции в Бухаре и большевиков, которые установили на территории эмирата Бухарскую Народную Советскую Республику.
Как утверждают историки, сделать дом в виде итальянского палаццо XVI века было желанием самого эмира. Несмотря на экзотическую идею, архитектору удалось удачно вписать неоклассическое здание в активно на тот момент застраивающуюся Петроградскую сторону.
Дом эмира Бухарского был построен как настоящий дворец. Фасад был выложен из шишимского мрамора (единственный пример применения этого камня в Петербурге), роскошная лестница — с перилами из каррарского мрамора, внутри — изразцовые печи, финская плитка и большие террасы с каменными балюстрадами.
В советское время, как ни парадоксально, роскошный дом стал символом коммуналок. Многие из них сохранились до сих пор. В 1994 году режиссёр Владислав Виноградов даже выпустил фильм «Коммуналка», снятый как раз таки в доме эмира Бухарского. А вот как вспоминает про это время автор книги «Очерки коммунального быта» Илья Утехин:
«Единственные следы на этом искусственном мраморе, где всякие цветы и украшения, это граффити, которые начинаются где-то с 56-го года. Не знаю, что они там делали на лестнице, — курили, выпивали. Там очень интересные следы на стенках — и стихи, и послания. Вначале любовные, а в начале 1990-х годов это уже почти исключительно наркоманы. Пока там не было „Ламбаргини“ с „Бентли“, нам надо было куда-то вечером ехать, а был день, когда был матч „Зенита“, и толпа куда-то шла. Толпа всегда проходит через эти дворы, выпимши пива. Мы включили двигатель, зажгли фары и в свете фар мы увидели 5 человек, писающих одновременно у стены. Там же до сих пор на лестницах круглые штуки, в которые вставляется палка, которая должна была держать ковровую дорожку. Там остатки всего этого присутствуют. И в интерьере тоже. В той квартире, в которой я жил, был ореховый кабинет с огромными панелями. Там даже кино снимали».
С коммунальными квартирами, где в своё время снимали предвыборный ролик губернатора Валентины Матвиенко, соседствуют дома зажиточных петербуржцев. Раньше, как рассказывают жильцы, рядом с охраняемой закрытой парадной можно было увидеть дорогие автомобили «авторитетного» бизнесмена Сергея Васильева.
Адрес
Каменноостровский пр., 44б
Метро
Петроградская