Доходный дом герцога Лейхтенбергского
Дом с воистину герцогским размахом, украшенный гигантским мозаичным панно, где читал свои стихотворения Блок, делился написанным Бунин, в одной из мастерских творил художник Пархоменко и жила Валькирия Революции Лариса Рейснер.
Заметный издалека дом герцога Николая Лейхтенбергского выполнен в духе модерна и мог бы быть одним из десятков зданий, которые в изобилии строили в то время в Петербурге, если бы не живописный декор фасада дома, который делает здание воистину уникальным и запоминающимся.
Фриз верхнего этажа увенчан красивой мозаикой, которую специально для доходного дома герцога Лейхтенбергского выполнили в мастерской Фролова на Васильевском острове, сделав гигантское мозаичное панно. Оно почти полностью покрывает верхний этаж здания по задумке художника Шелкова.
Весьма необычен и выбор сюжета: обычно петербургские дома украшали мозаикой с изображением диковинных растений, животных и птиц, а также мифических существ — русалок и ангелов, — однако здесь перед зрителем предстаёт индустриальный пейзаж с дымящимися фабричными трубами большого города, холмами, полями и рекой. Кроме того, примечательно, что, гуляя по Петербургу и разглядывая фасады домов, вы нигде не встретите мозаичное панно, которое могло бы соперничать в размерах с мозаикой на доме Лейхтенбергского. Но дом может похвастать и другими украшениями: завитушками, которые напоминают то ли щупальца осьминога, то ли цветы, широкими окнами и разнообразными лепными узорами.
Когда в 1905 году архитектором Постельсом был закончен этот грандиозный дом, в его владение вошёл Николай Лейхтенбергский, светлейший герцог, 5-й принц Богарне, внук великой княгини Марии Николаевны, дочери Николая I. С конца XIX века он, живя в Петербурге, служил в Преображенском полку, в звании полковника участвовал в Первой мировой войне, а в 1918 году, выехав за границу, поселился на юге Франции и занялся виноделием.
Однако когда он ещё жил в Петербурге, то был известным на весь город отнюдь не виноделом, а покровителем искусства. Именно оттого при строительстве дома архитектор получил от герцога предложение: сделать в доме помещения под художественные мастерские, которые находятся на верхнем этаже, за четырьмя выпуклыми застеклёнными балконами. Задумка была блестящая: художники действительно стали брать внаём эти помещения. Здесь, например, длительное время располагалась мастерская художника Ивана Пархоменко, к которому любили приходить писатели и поэты: Андреев, Вересаев, Батюшков, Бунин, Куприн. Здесь же выступал с чтением своих стихотворений Блок. Кроме того, с 1907 года в одной из квартир жила красавица-революционерка Лариса Рейснер.
Адрес
м. Чкаловская, Большая Зеленина ул., 28
Фото: citywalls.ru, d-stroz.livejournal.com, photo.gradpetra.net