Особняк Половцова
Неприметный снаружи, но роскошный внутри. Этот дом сменил множество владельцев, но по-настоящему расцвел только, когда попал в собственность сироты.
У этого особняка множество историй, но мы расскажем две самые интересные.
Адрес
Большая Морская ул., 52
Как девочка-подкидыш получила особняк
Летом 1843 года в имении богатейшего барона Александра Штиглица слуги услышали плач из кустов сирени. Там нашли девочку-подкидыша. Вместе с ребёнком лежала записка: «Крещена по православному обряду Надеждой Михайловной». Барон удочерил девочку, потому что у него не было своих детей, а фамилию она получила «Июнева» - по месяцу, когда её нашли.
⠀
Историки полагают, что Надежда Июнева была особой голубых кровей, а именно внебрачной дочерью великого князя Михаила Павловича (брата Александра I и Николая I). Девушка получила прекрасное образование и выросла настоящей красавицей. Несмотря на «неясное» происхождение, она была наследницей колоссального состояния Штиглица и считалась самой завидной невестой Петербурга.
⠀
Стоит ли удивляться, что уже в 17 лет её выдали замуж за сенатора Александра Половцова. В качестве приданого она получила от своего отца великолепный особняк на Большой Морской улице.
⠀
Ее супруг был ценителем искусства, меценатом, активно развивал Музея Штиглица. Желая разместить в доме свою значительную коллекцию картин и скульптур, он перестроил часть особняка.
⠀
Хотя история этого дома берет своё начало в середине XVIII века и его неоднократно перепродавали и перестраивали, именно при Половцове в здании появились роскошные интерьеры, от которых до сих пор захватывает дух.
⠀
Большой банкетный «Бронзовый» зал – плод трудов знаменитого архитектора Максимилиана Месмахера, с которым Половцова связывала работа по созданию Училища технического рисования (сейчас - Академия Штиглица). Разумеется, Месмахер не смог отказать зятю барона Штиглица, когда тот попросил его переделать интерьеры особняка.
⠀
Бронзовый зал, завершённый в 1892 году, проектировался как помещение для экспозиции гобеленов и стилизован под рококо. Здесь нет окон: солнце попадает в помещение через огромный световой фонарь в потолке, закрытый бронзовой золочёной решеткой. В отделке стен использован итальянский мрамор.
Странная фобия владельца
Одно из самых красивых помещений особняка – дубовый зал. Вас он, наверняка, восхитит, но одного из владельцев этот интерьер приводил в ужас.
⠀
Молодой князь Гагарин, владевший особняком до того, как его купил барон Штиглиц, однажды за карточным столом посетовал, что с детства его охватывало какое-то тревожное чувство при виде ящиков с резными деревянными панелями. Его воображение живо рисовало этот зал и в памяти всплывали жуткие истории из жизни средневековой Италии. Чума, яды, властолюбивых Медичи. Ночью, в беспокойных снах, его преследовали звуки шагов по балюстраде и зловещий скрип ступеней винтовой лестницы.
⠀
Загадочную комнату выписал из Флоренции отец князя, Гагарин-старший. Он распорядился подготовить для неё специальное просторное помещение, однако скончался до того, как мастера успели закончить работу.
Получив в наследство дом, молодой князь Гагарин выразил желание избавиться от «зловещего» интерьера, но поскольку продать одну только комнату ему не удалось, пришлось расстаться и с ней, и с фамильным особняком. Таким образом в 1861 году здание сначала перешло в собственность барона Штиглица.
⠀
При Половцове за установку дубового зала взялся архитектор Николай Брюллов: четыре года он подгонял панели одну к другой, устанавливал лестницу, ведущую в верхнюю обходную галерею, и подъемники для книг.
Здесь проходили заседания Российского исторического общества, председателем которого был Половцов, а также располагалась Большая библиотека. Для придания интерьеру большей достоверности из Флоренции был привезен камин, выполненный из разных пород мрамора: желтого сиенского, зеленого генуэзского, коричневого с прожилками. Верх камина украшает скульптурная группа в виде двух женских фигур из бронзы, олицетворяющих Науку и Искусство.
Наследники Половцова продали здание в 1916 году. В 1920-х здесь размещалось Общество и Школа профсоюзов, с 1934 года помещения занял Союз архитекторов. Эта организация, давшая второе название старинному особняку, находится здесь и сейчас.
За информацию и фотографии благодарим Марусю Савину.
Фото: Маруся Савина