Большой гид по летним развлечениям в Петербурге
Обзоры

Надо знать: что символизирует Александровская колонна, как устанавливали памятник и каким он мог быть, если бы императору понравился другой проект

25 июля 1832 года в Петербург привезли Александровскую колонну — монумент, который Николай I посвятил своему старшему брату Александру I и его победе над Наполеоном. Что означает надпись «Сим победиши»? Почему авторы решили отказаться от изображения Александра в виде римского всадника, попирающего змею? Как вообще удалось построить и установить такую махину в середине XIX века?

Надо знать: что символизирует Александровская колонна, как устанавливали памятник и каким он мог быть, если бы императору понравился другой проект
Что символизирует колонна и ангел на вершине

Идея создания памятника Александру I в честь его победы над Наполеоном впервые возникла у императора Пруссии Фридриха Вильгельма IV, когда монарх гостил в Петербурге. Ангел, который венчает монумент, как раз символизирует великого императора: в семье Александра нежно называли «наш ангел». Однако прежде чем прийти к окончательному варианту, Николай I отверг несколько проектов, самый интересный из которых предложил автор итогового монумента Огюст Монферран.

Как ещё мог выглядеть памятник
Как ещё мог выглядеть памятник

Эскиз первого проекта Монферрана сохранился до наших дней и сейчас находится в библиотеке Института инженеров путей сообщения. Архитектор предлагал установить гранитный обелиск, похожий на древнеегипетские, на гранитном цоколе. Основание памятника предлагалось украсить барельефами, изображающими битвы 1812 года, также на пьедестале должна была появиться надпись «Благословенному — благодарная Россия». Интересно, что один из барельефов на памятнике планировали выполнить с изображением Александра в виде римского воина на коне, попирающем ногами змею. Всадника при этом должны были сопровождать богиня победы и двуглавый орёл, а вести коня должны были две символические женские фигуры.

Монферран, желая показать императору своё высокое мастерство, выполнил эскиз акварельной техникой и написал сочинение о планах относительно памятника. Однако проект был отвергнут, а Николай дал архитектору понять, что желает видеть на Дворцовой площади именно колонну.

Желание императора — закон
Желание императора — закон

Второй проект Монферран выполнил, следуя высочайшим пожеланиям. За основу были взяты колонны Траяна и Антонина в Риме, Помпея в Александрии, а также Вандомская колонна в Париже. Сам жанр колонны не позволял разгуляться фантазии и мастерству архитектора, поэтому Монферран не мог отказаться от влияния предшественников и лишь частично изменил их идеи. К примеру, пьедестал и базу Монферран скопировал почти без изменений с колонны Траяна.

Императору понравился новый проект, и он приказал дать старт работам, которые продолжались с 1829 по 1834 год.

Как изготовили колонну

Монферран во время одной из своих поездок в Финляндию приметил подходящую скалу, которая находилась на месте современной деревни Пютерлахти. Сначала каменотёсы обследовали местность и подтвердили, что материал годится для изготовления колонны. Затем от неё отсекли гигантскую призму, которая по размерам значительно превосходила будущий памятник. Глыбу сдвинули с места и опрокинули на мягкую подстилку из елового лапника при помощи огромных рычагов и ворот.

Камни для фундамента и пьедестала вырубили из той же скалы. Для доставки гигантских частей, большая из которых весила 613 тонн, сконструировали специальную баржу, которая получила название «Святой Николай». Для выполнения работ в Финляндии также построили специальную пристань и мол.

Как проходили работы в Петербурге

Сначала при помощи геологической разведки специалисты определили подходящее место для будущего памятника. Затем рабочие выкопали котлован размером 14 на 14 саженей и глубиной 2 сажени (1 сажень примерно равна 2,13 метра) под фундамент из гранитных блоков. В яму забили 1250 сосновых свай, при этом во время работ в котлован непрерывно поступала вода, которую постоянно приходилось откачивать.

Монолит для основания пьедестала установили на фундамент при помощи катков по наклонной плоскости. Гигантский камень свалили на предварительно насыпанную на платформе кучу песка. Очевидцы рассказывали, что при ударе земля вздрогнула так, будто началось землетрясение.

Затем под монолит подвели подпорки, выгребли из-под него песок и подложили катки, по которым он и «поехал» на фундамент. С верхними частями пьедестала было значительно проще: они весили меньше, а рабочие к тому моменту уже набили руку.

Гораздо сложнее было установить на пьедестал колонну — для этого даже сконструировали оригинальную подъёмную систему из строительных лесов в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и системы блоков. Подъём стал настоящим праздничным событием: в этот день на площади собралась огромная толпа, которая наблюдала за установкой колонны. Окна и крыша здания Главного штаба также были заняты зрителями. Не остался в стороне и государь — вся императорская семья тоже следила за этим историческим событием.

Для того чтобы привести колонну в вертикальное положение, понадобились усилия 2000 солдат и 400 рабочих, которые занимались установкой в течение 1 часа 45 минут. Сначала глыба приподнялась над землёй, затем плавно заняла позицию над пьедесталом. После этого канаты кабестанов были отданы, и колонна аккуратно встала на своё место. Народ, собравшийся на площади, радостно закричал: «Ура!»

Ангел и государь на коленях
Ангел и государь на коленях

Разумеется, удачному завершению работ рад был и император — при встрече с архитектором он воскликнул: «Монферран, Вы себя обессмертили!» Оставалось разместить на монументе элементы декора и выполнить отделочные работы. Фигуру ангела с крестом выполнил скульптор Б. И. Орловский, рядом расположили надпись «Сим победиши!». Говорят, что лицу ангела автор придал черты Александра I.

Фраза «Сим победиши!» связана с легендой об обретении древней христианской святыни — животворящего креста, на котором был распят Иисус. Согласно сказанию, римский император Константин Великий поручил своей матери Елене отправиться в Иерусалим, поскольку во время трёх сражений видел на небе крест с надписью «Сим победиши». Елене удалось отыскать реликвию, а вместе с ней четыре гвоздя и титлу INRI.

Открытие памятника состоялось 11 сентября 1834 года. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии.

«Нельзя было смотреть без глубокого душевного умиления на государя, смиренно стоящего на коленях впереди сего многочисленного войска, сдвинутого словом его к подножию сооружённого им колосса. Он молился о брате, и всё в эту минуту говорило о земной славе сего державного брата: и монумент, носящий его имя, и коленопреклонённая русская армия, и народ, посреди которого он жил, благодушный, всем доступный», — писал позже Жуковский в своём «Послании императору Александру».

На памятнике расположена табличка с надписью «Александру I. Благодарная Россия».

  •    11 118
avatar
Интересные обзоры