Интересные факты о Михайловском дворце в Санкт-Петербурге
Михайловский дворец – архитектурный памятник в стиле Ампир, возведенный в 1819-1825 гг по проекту К. И. Росси для князя Михаила Павловича. Позже, в 1895 г, строение стало частью Русского музея или музея Александра III. Великолепное здание на площади Искусств привлекает жителей и гостей города. Именно Михайловский дворец – основное здание Русского музея, где собраны шедевры искусства. Оно притягивает загадочной роскошью, строгостью и пышностью форм, долгой историей возведения и переделок.

Дворец в подарок Михаилу
Создавался дворец в подарок князю Михаилу Павловичу от императора Александра I. Михаил – четвертый и последний сын Павла I. Он единственный, кто родился в период правления отца.
Сразу после рождения Михаила Павел I приказал копить деньги на новый княжеский дворец, достойный наследника. Самостоятельно завершить строительство он не успел.
Название дворец получил в честь великого князя, кому и был подарен – Михайловский. Также начали называть прилегающий к нему роскошный и тенистый сад.
Планы и строительство

Проект роскошного строения разрабатывался с 1817 года. В процессе разработки архитектуры несколько раз меняли место под строительство. Возвести решали на месте дворца Воронцова, потом – вместо дома Чернышева. И только в 1819 г. создалась комиссия для курирования постройки и выбрано место возведения – взамен оранжерей в садах замка.
Начали возводить Михайловский дворец в Санкт-Петербурге в середине апреля и закончили лишь в 1823 г. Сразу по завершении Александр I подписал указ о передачи величественного строения брату Михаилу «в вечное и потомственное владение».
Два года по завершении постройки проводилась внутренняя отделка. Освятить и открыть дворец удалось только в сентябре 1825 года. Действующий император лично проверял качество строительных и отделочных работ.
Михаил Павлович и его супруга Елена Павловна переехали в Михайловский дворец из Зимнего сразу после его торжественного открытия и освещения.
Проектировщик – архитектор К. И. Росси

Карл Росси занялся проектированием дворца в 1817 г. Он решил не просто сделать перестройку имеющихся зданий, а создать новый ансамбль архитектуры. Спроектировал мастер не только само строение, но и площадь перед ним и две новые улицы – Инженерная и Михайловская, которые соединяли величественное здание с Невским проспектом.
Обошелся Михайловский дворец в 7875000 руб. 3 миллиона пошли на строительство и 4 – на декор. По красоте строение легко соперничало с лучшими европейскими дворцами. Ведь каждая деталь интерьера, завиток на колоннах фасада отражал величие и роскошь российских императорских семей.
Архитектура и роскошь интерьера

К. Росси параллельно с проектированием Михайловского дворца занимался Марсовым полем, Адмиралтейской набережной, Сенатской площадью и другими значимыми городскими памятниками архитектуры.
Фасад строения растянулся на 105 м, при этом композиция вышла вполне консервативной. В стиле прослеживаются черты палладианства. Собраны части по французской схеме с трехчастной структурой и парадным дворцом. Все это дополняется усадебным зодчеством с его красотой тех времен.
Главный фасад, находящийся на юге, включает основной корпус с восьмиколонным портиком, лестницей и скульптурами львов. Боковые части оформлены трехчетвертными колоннами и 44 барельефами. Вокруг княжеского дома возведена резная ограда из чугуна, придающая особой значимости и величественности строению.
Северная часть выходит в Михайловский сад. Она идентична главной с небольшими отличиями в виде большой лоджии.
Парадная лестница – отдельное произведение искусства. На втором этаже она дополнена колоннадой, на уровне капителей колон – скульптурными панно и росписью.
Белый зал выполнен в стиле ампира. Он сохранил свою красоту. В нем сочетаются яркие колонны из белого ненатурального мрамора и позолота плафонов, люстр.
Центр светской жизни Санкт-Петербурга

Князь Михаил жил и работал во дворце, поэтому интерьер несколько раз переделывался под более удобные помещения для служебных нужд. Первая перестройка проводилась в 1830 году, в 40-х и 50-х менялись жилые комнаты.
По документам видно, что сохранились в первозданном виде только Парадная лестница и Белый зал. Именно там можно найти оригинальную лепку и роспись.
При этом сам дворец практически сразу после открытия стал центром светской жизни Санкт-Петербурга. Супруга князя была образованной женщиной с большим кругом знаний. Прусская принцесса с парижским образованием с молодости была окружена философами, музыкантами, учеными и писателями.
Резиденцию князя посещали творческие и самые известные люди России тех времен. Княжна встречала неоднократно в залах роскошного дворца А. Пушкина, Ф. Тютчева, В. Жуковского, К. Брюллова, И. Айвазовского и других. За порядком постоянно наблюдали опытные военные – сослуживцы самого Михаила Павловича.
Елена Павловна прекрасно разбиралась в русской литературе и музыке. В ноябре 1865 года студент Петр Чайковский дал первый в жизни концерт именно в Михайловском дворце в Санкт-Петербурге. В тех же залах принимали и известных зарубежных композиторов, включая Рихарда Вагнера.
Что было со дворцом после смерти Михаила

Князь Михаил скончался в 1849 году. После его смерти супруга продолжала приглашать во дворец писателей, художников, политиков и членов императорской семьи для сохранения памяти о муже.
В большом Михайловском дворце появилась первая в России консерватория. Княжна активно поддерживала творческих людей и принимала участие в великом деле – крестьянской реформе Александра II по отмене крепостного права. После смерти была похоронена вместе с мужем в Петропавловском соборе.
Родовое гнездо после смерти княгини

После нее величественным строением руководила дочь – княжна Екатерина Михайловна. Ее же дети в апреле 1895 года продали роскошную фамильную резиденцию в государеву казну.
В апреле 1895 года Николай II подписал указ об основании «Русского музея императора Александра III» в стенах княжеской резиденции в память о своем отце. После указа большинство помещений переделали под музейные экспозиции.
Главное здание Русского музея

При открытии музея в коллекции уже были известные произведения искусств, привезенные из Зимнего дворца и Эрмитажа, а также часть произведений из личных коллекций княгини М.К. Тенишевой, князя А.Б. Лобанова-Ростовского и других людей, известных в Петербурге.
Для больших экспозиций многие помещения были переделаны. Дополнительно спроектирован еще один корпус, выходящий на канал Грибоедова. Проектом занимался архитектор Л. Бенуа. Строительство завершилось уже после Первой мировой войны.
С момента открытия музея прошли столетия. В организациях выставок участвовали известные художники, искусствоведы, этнографы, историки. Сейчас он стал одним из крупнейших музеев национального искусства в мире.
В первые годы экспозиции располагались только в 37 залах дворца. Вместе с художественными композициями был создан отдел в честь императора Александра III, который просуществовал до 1934 года.
Современный музей производит такое же величественное впечатление, как и в годы открытия. Это изысканное здание, к которому ведут все туристические дороги города. В каждом зале создан уникальный ансамбль, поражающий гармонией и красотой.
Экспонаты Михайловского дворца

В величественном здании расположена крупнейшая коллекция русского искусства в России. В залах собрана самая богатая коллекция икон лучших иконописцев. Сохранена портретная, историческая живопись времен Петра Великого. Собраны образцы мебели тех времен. И более 50 предметов народного искусства.
В залах древнерусской живописи самая большая коллекция, дающая понимание о развитии иконописи на Руси. Отдельно выставлены произведения Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова и других великих мастеров.
В здании Михайловского дворца хранится крупноформатная картина Карла Брюллова – «Последний день Помпеи», где изображены события катастрофического извержения Везувия. Рядом с монументальным творением находится картина «Девятый вал», считающаяся лучшим образцом работ на морскую тематику.
В музее также представлены работы Ильи Репина, включая «Торжественное заседание Государственного совета» и «Бурлаки на Волге», полотна Виктора Михайловича Васнецова, включая «Витязь на распутье».
Долго можно рассматривать работы и других мастеров, включая «Черный квадрат» Малевича, «Берег» Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина и «Портрет Ф.И. Шаляпина» Бориса Кустодиева.
В академическом большом зале проходят концерты, тематические вечера, посвященные национальной русской культуре. И все это доступно для посетителей с разных уголков нашей страны.
Описанию Михайловского дворца, его истории, изменениям в военные и послевоенные годы посвящены огромные исторические труды. Мы немного рассказали о столь великом строении и напомнили жителям и гостям Санкт-Петербурга, что совсем рядом находится место с огромным собранием произведений искусства, хранящих историческую память целого народа.