БДТ имени Товстоногова: как это было
15 февраля 1919 года состоялось открытие исторического здания. Его идейными вдохновителями в своё время были Александр Блок и Максим Горький, здесь сыграл свою гениальную роль Иннокентий Смоктуновский, а позже учреждением стал управлять требовательный Товстоногов, который прославил театр на весь мир.
Большой драматический театр открылся 15 февраля 1919 года трагедией Ф. Шиллера «Дон Карлос». Председателем Директории, а также художественным руководителем театра назначили поэта Александра Блока, а главным идеологом стал Максим Горький, который должен был отвечать за соответствие политики учреждения политике государственной.
Открытие театра стало значимым событием в жизни города не только как появление новой культурной площадки в Петербурге, но и как возникновение символа революции и тех особых настроений, которые царили в обществе. Так как в те годы советская драматургия ещё только начала формироваться, на сцене ставили трагедии У. Шекспира, В. Гюго, Ф. Шиллера. Однако в репертуаре было несколько отечественных пьес: произведения Д. Мережковского и В. Брюсова.
В период с 1929 по 1935 год главным режиссёром театра был Константин Тверской, ученик Всеволода Мейерхольда, который отдавал предпочтение современным произведениям. Так на сцене появились спектакли по пьесам Юрия Олеши, Алексея Файко, Николая Погодина и Льва Славина.
В 1930–1950-х годах в театре имени Горького (как он тогда назывался) назрел кризис, который обострился до такой степени, что учреждение перестало существовать. После того как как Константина Тверского выслали из Ленинграда, а затем расстреляли, в театре началась «режиссёрская чехарда», когда один руководитель стремительно сменял другого. Так, после Тверского в 1936 году театр возглавил Алексей Дикий, однако год спустя он покинул площадку вследствие ареста и приговора в виде пяти лет лишения свободы. После Дикого место режиссёра занимали ещё шесть человек, которые становились неугодными властям из-за своих слишком новаторских взглядов, входивших в противоречие с государственной линией, или попросту исчезали потому, что актёрская труппа тех лет, известная своей непокорностью, буквально изгоняла нового режиссёра.
Всё изменилось в 1956 году, когда в театр пришёл Георгий Товстоногов — заслуженный педагог и театральный режиссёр. В первый день, представ перед труппой и уже зная о том, что в театре принято встречать режиссёров в штыки, Товстоногов сказал: «Я несъедобен! Запомните это: несъедобен!» Вымолвив эти слова, режиссёр уволил более 30 актёров и приступил к созданию нового театра, начавшегося со спектакля «Эзоп», за которым последовал гениальный «Идиот» с Иннокентием Смоктуновским в роли князя Мышкина.
Вслед за этими спектаклями в театре начали ставить пьесы Чехова, Горького, Грибоедова, Володина, Гоголя, Булгакова. Новый театр становился популярным, зал, который несколько лет назад насчитывал несколько зрителей, со скучающими лицами сидящих в креслах, теперь был на каждом спектакле переполнен, а о контрамарках начинали спрашивать за несколько часов до начала.
Пользуясь благосклонностью советской власти, которая тщательно контролировала деятельность театра, из-за чего некоторые пьесы приходилось буквально отвоёвывать, театр гастролировал в Европе, побывал в Японии, Аргентине, Израиле, дважды приезжал в Тайвань.
При Товстоногове сформировалась труппа, ставшая одним из самых лучших явлений мирового театра. Так, литературный и театральный критик Н. Старосельская говорила: «Труппа Большого драматического не могла соперничать с лучшими европейскими коллективами, потому что была на протяжении нескольких десятилетий величайшей труппой в мире».
В постановках были задействованы артисты Сергей Юрский, Кирилл Лавров, Олег Борисов, Олег Басилашвили, Зинаида Шарко, Наталья Тенякова. В 1983 году в театр пришла Алиса Фрейндлих.
После смерти Товстоногова в 1989 году на пост режиссёра избрали Кирилла Лаврова, а после — Темура Чхеидзе, который в 2013 году подал в отставку, сказав, что, ощущая, как театру нужны перемены и не чувствуя в себе для этого сил, отказывается от должности.
В том же году художественным руководителем театра стал Андрей Могучий. Сейчас в театре ставят классические пьесы А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя. Однако не обходят вниманием и современное творчество — экспериментируя, переиначивая привычные мотивы.
«В 1919 году театр был задуман как прогрессивное место, соединяющее в себе и бесценное наследие прошлого, и тесную связь с современным миром. Для нас очень важно продолжать быть таким театром, открытым человеку, открытым миру», — подчёркивает нынешний художественный руководитель БДТ Андрей Могучий.
Отзывы Леонида Парфёнова и Ксении Собчак на спектакль «Гроза» можно прочитать под этим снимком, перейдя на официальный аккаунт театра.
Так, среди современных постановок, заслуживающих внимания, — «Алиса» Андрея Могучего — блистательный спектакль, который стал лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинациях «Лучшая женская роль» и «Лучший спектакль». Путешествие во времени и пространстве памяти, отсылающее зрителя в абсурдистский мир Льюиса Кэрролла и его героини Алисы. Впрочем, к знаменитому произведению Кэрролла постановка имеет отношение косвенное, это скорее сочинение по мотивам, но никак не попытка приблизиться к первоисточнику. Героиня спектакля Алиса в исполнении Алисы Фрейндлих — потерянный и одинокий человек, который в реальном мире чувствует себя беззащитным и, неожиданно попадая в Страну чудес, делает попытку вернуться к самой себе.
Одна из самых знаменитых пьес русской драматургии в постановке Андрея Могучего и чрезвычайно важный для БДТ спектакль — «Гроза». Как ни странно, но это произведение Александра Николаевича Островского на сцене театра показали впервые только осенью 2016-го, хотя другие пьесы классика, конечно, уже разыгрывались на сцене БДТ. В постановке Могучего акцент сделан на эстетику страшной сказки, а современности действу добавляет лёгкая мультимедийность в декорациях. Здесь всё не так, каким помнится со школьной скамьи: актёры говорят нараспев, а главная героиня красиво поёт.
Место
Адрес
наб. реки Фонтанки, 65
Фото: Николай Никитин, Михаил Розанов