10 жемчужин скульптурной коллекции Русского музея
Русский музей хранит порядка 2000 скульптурных шедевров XVIII–XX веков, многие из которых можно увидеть и изучить в залах музея прямо сейчас. «Фиеста» выбрала 10 самых интересных скульптур, выставленных в Михайловском и Строгановском дворцах, и рассказывает их историю.

Франческо Растрелли. «Анна Иоанновна с арапчонком», 1741 год

В 1716 году Франческо Растрелли был вызван Петром I в Петербург для литья пушек и украшения новой русской столицы. Он приехал вместе с сыном Франческо Бартоломео — будущим знаменитым архитектором. «Анна Иоанновна с арапчонком» — одна из самых известных работ мастера. Выполненная в натуральную величину скульптура должна была стоять у Зимнего дворца. Но Анна Иоанновна умерла раньше, чем работа была закончена.
Паоло Трубецкой. «Портрет Льва Толстого», 1899 год

Этот портрет Льва Толстого принадлежит к числу лучших изображений писателя. Толстой сам общался с Трубецким в его московских мастерских на Мясницкой и у себя в Хамовниках, где и был сделан этот бронзовый бюст. Трубецкой называл себя противником «всякой позы, видя в простоте и реальности истинное отражение художественного настроения».
Борис Орловский. «Фавн и вакханка», 1837 год

Изначально Борис был крепостным. Скульптуре он обучался в Москве у С. Кампиони, а затем работал в Петербурге в мастерской П. Трискорни. За исполнение мраморного бюста Александра I был освобождён от крепостной зависимости и принят в Императорскую Академию художеств. Статуя «Фавн и вакханка» была создана Орловским в Италии, где скульптор провёл шесть лет.
Михаил Козловский. «Минерва и Гений художеств», 1796 год

Именно Козловский — автор «Самсона, раздирающего пасть льва» для Большого каскада в Петергофе. Он был не просто скульптором, но академиком, профессором, членом Совета Академии художеств и преподавателем. Скульптура установлена в Новой передней Строгановского дворца и является своеобразным эпиграфом основной композиции.
Михаил Козловский. «Гименей», 1796 год

Ещё одна работа Козловского, расположенная в Михайловском дворце. Скульптура выполнена ко дню бракосочетания второго сына императора Павла I великого князя Константина Павловича Юлией-Генриеттой-Ульрикой принцессой Саксен-Кобургской, которая после стала великой княгиней Анной Фёдоровной.
Федот Шубин. «Екатерина II — законодательница», 1789 год

Федот Шубин — выдающийся скульптор русского классицизма, работавший в основном в жанре портрета. В творчестве Шубина образ Екатерины занимает особое место. А статуя «Екатерина II — законодательница» создавалась для праздника, устроенного Потёмкиным в честь императрицы в Таврическом дворце. Для скульптуры даже была сооружена специальная ротонда в Зимнем саду. Кстати, за эту работу в 1794 году Шубин получил звание профессора.
Иван Витали. «Венера», 1852 год

Иван Витали обучался скульптуре в мастерской мраморщика Трискорни в Петербурге и одновременно был вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств. Он участвовал в создании скульптурного убранства сразу нескольких петербургских храмов: Исаакиевского собора, церкви Александра Невского и католического собора Святой Екатерины.
Марк Антокольский. «Мефистофель», 1883 год

Скульптор исполнил множество вариантов статуи и, окончив в 1883 году, Антокольский мечтал показать её в Петербурге. После долгой переписки она в 1886 году была выставлена в Эрмитаже. Произведение везде имело шумный успех. Берлинская Академия художеств избрала Антокольского почётным членом, а в Вене скульптор был удостоен Большой золотой медали.
Марк Антокольский. «Иван Грозный»,1871 год

Пожалуй, самая знаменитая статуя Антокольского. Выставлена во флигеле Росси Русского музея. На Александра II и великую княгиню Марию Николаевну скульптура произвела сильное впечатление, они даже заказали себе бронзовый отлив статуи. В 1872 году «Иван Грозный» произвёл фурор на Международной выставке в Лондоне, Кенсингтонский музей заказал для своего собрания гипсовый слепок. Скульптура стала первой работой русского мастера, попавшей в коллекцию зарубежного музея.
Неизвестный скульптор. «Пётр I», вторая половина XVIII века

Эта скульптура — из фамильной коллекции графов Воронцовых-Дашковых. Автор оригинальной модели неизвестен, однако искусствоведы отмечают, что, скорее всего, он вдохновлялся памятником Людовику XIV работы Ф. Жирардона, который стоял по 1792 год на Вандомской площади в Париже.
Фото: https://rusmuseumvrm.ru