10 малоизвестных фактов о петербургском метро
Кроме того, что петербургский метрополитен считается самым красивым и самым западным в России, есть ещё немало известных не всем фактов о нём. Мы расскажем, где искать птицу счастья под землёй, какие существуют станции-призраки и какими ценными породами украшены вестибюли подземки.
Поезд, который ходит только ночью
Внутри специального «вагона-батарейки» вместо пассажирских диванов установлены аккумуляторы.
«Батарейки» работают ночью, когда производится большинство внутренних работ по техническому обслуживанию станций, эскалаторов и тоннелей, которые невозможно провести днём.
А ночью напряжение с контактного рельса снимается и, чтобы доставить на станцию необходимое оборудование и материалы, используются либо мотовозы с грузовыми платформами, либо контактно-аккумуляторные электровозы вроде этого.
В метро есть птица счастья
Необычную птичку можно заметить на станции метро «Бухарестская»: художник Александр Быстров поселил её в растительный орнамент.
По одной из версий, птица посвящена другу художника с фамилией Синиц, который живёт в Купчино. Другая же гласит, что разглядевший птицу всю жизнь будет счастлив.
Украшение станций петербургского метро
Петербургские станции не зря называют подземными дворцами: их украшают около 65 видов натуральных материалов. Всего вес использованных в отделке метро горных пород в 13 раз больше веса Гром-камня, на котором возвышается Медный всадник.
Среди материалов, украшающих подземку: гранит, мрамор, лабрадорит, известняк, травертин, габбро-диабаз, габбро-норит и множество других.
Например, на станции «Площадь Ленина», когда обработчики распилили красный салиэтский мрамор, привезённый с Кавказа, обнаружили коралловые остатки, множество моллюсков и морские лилии. Рассмотреть их можно на подходе к эскалатору с правой стороны.
А в украшении станций не обошлось и без даров Карелии: карельским гранитом «Кашина Гора» облицованы станции «Пионерская», «Ленинский проспект», «Чкаловская», «Комендантский проспект», «Международная», «Бухарестская», «Звенигородская».
Синяя буква на логотипе петербургского метро
В Советском Союзе весь подземный транспорт относился к Министерству путей сообщения и обозначался буквой М. В Москве остроконечная буква традиционно была красной, в Петербурге — синей.
Разработка нового логотипа метрополитена стартовала в 1992 году, когда подземка вышла из-под контроля Министерства путей сообщения и стала относиться к администрации города. Дизайнеры работали над новым символом около шести месяцев.
В современном логотипе соединяющиеся линии символизируют эскалаторы, а полукруглые — своды тоннелей. Цвет буквы разработчики решили не изменять.
Мифическая станция метро «Сталинская»
Станция «Сталинская» – популярный миф, кочующий из одной популярной книги по истории города в другую. Считается, что именно так планировали назвать величественную станцию красной ветки между станциями «Балтийская» и «Кировский завод». Однако это название не фигурировало ни в одном из чертежей: рассматривали варианты названия в честь Нарвских ворот или «Площадь Стачек»
Причина распространения мифа – монументальный мозаичный портрет вождя во всю стену. В 1961 году утренние посетители метро однажды спустились вниз по эскалатору, но не встретили добрый взгляд отца народов. На месте панно была девственно белая стена.
Самый короткий перегон в петербургском метро
«Владимирская» — «Площадь Восстания». Длина перегона между этими станциями составляет 848 метров. Такое же расстояние можно преодолеть, если, например, 20 раз пересечь Поцелуев мост через реку Мойку.
Эти станции были открыты 15 ноября 1955 года в составе первой очереди Ленинградского метрополитена.
На одной из станций метро в Петербурге «живёт» кот
Речь идёт о рыжем коте, который изображён на панно художника Александра Кировича Быстрова на «Волковской». Не все проезжающие его замечают, однако, однажды увидев, говорят, что он приносит удачу.
По сюжету мозаики рыжий кот подкрадывается к красноглазой сове, облюбовавшей забор у стога сена. Это действие происходит на фоне петербургского пригорода с деревенскими избами и густым лесом.
Существование станций-призраков и станций-мертвецов
«Станциями-призраками» обычно называют ещё не открытые на уже работающем участке. Таковой была долгое время «Адмиралтейская». Она является самой глубокой в России (89 метров), и место для её верхнего вестибюля искали очень долго. И, пока шли поиски и строительство, пассажиры поездов, следовавших от «Садовой» до «Спортивной», видели полутёмный зал. Такой же долгое время была и станция «Обводный канал», для которой вестибюль строили слишком долго.
Есть в Петербурге и станция-мертвец. С 1966 по 1977 год конечной на Кировско-Выборгской линии являлась станция «Дачное». Она была единственной наземной открытой станцией в городе — климат появлению подобных строений не очень способствовал — и изначально являлась временным сооружением, пока к юго-западу от неё строили вестибюли «Ленинского проспекта» и «Проспекта Ветеранов». В 13:00 5 октября 1977 года из «Дачного» ушёл последний поезд, вскоре тут разобрали пути, часть вестибюля, а оставшуюся кирпичную коробку сейчас занимает МРЭО ГИБДД.
Станция в виде летающей тарелки
Своей инопланетностью «Горьковская» обязана не только облицовке, но и цилиндрической конструкции. Вестибюль станции намеренно приподнят на ступенчатое основание, чтобы предотвратить её затопление при наводнениях, которые в Петербурге случались уже не раз. А верхняя часть «летающей тарелки» предназначена для административных и хозяйственных помещений метрополитена.
Сам проект разработали архитекторы из бюро «СУАР.Т». Градостроительный совет правительства Санкт-Петербурга в 2008 году решился поддержать их смелую идею, оформленную в стиле хай-тек.
Единственная станция в Ленобласти
В прошлом «Комсомольская», а с 1992 года «Девяткино» — единственная станция Петербургского метро, которая находится в Ленинградской области, в посёлке Мурино Всеволожского района.
Также она является первой станцией Ленинградского-Петербургского метро, где организовали кросс-платформенную пересадку на железную дорогу. А ещё с 29 декабря 1978 года по 1 июня 1982 года «Девяткино» была самой северной среди станций метрополитенов мира, но потом титул перешёл к метро Хельсинки.