Афиша

Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»

В праздник Пасхи на Новой сцене Мариинского театра покажут последнюю большую эпическую оперу русского композитора Николая Римского-Корсакова. Сюжет этой оперы мифологичен и берет свое начало в легенде конца XVIII века о граде Китеже и его борьбе с татаро-монголами, а также в сказании о муромской деве Февронии и ее истории любви. Римский-Корсаков и либреттист Бельский соединили эти два сюжета, и получилось масштабное полотно о силе человеческой природы, одухотворенной верой.

20 апреля

На закате своей жизни, совпавшей с началом смутных времён в России, Римский-Корсаков всё чаще задумывался о драматичной судьбе Родины и предчувствовал грядущие испытания, которые ей предстояло пройти. Он словно бы мечтал о «невидимой», то есть идеализированной, утраченной в былинно-сказочном прошлом «девственной святой Руси». Соответственно, философия этой оперы насыщена аллюзиями и скрытыми смыслами. Сюжет её напоминает библейские притчи — это повествование о мощи человеческой натуры, одухотворённой искренней и глубокой. верой. Поэтому половина оперного действа посвящена молитвам — коллективным или тайным исповедальным.

В эти поздние годы Римский-Корсаков достиг вершины творческого мастерства, однако неустанно стремился обновить свой музыкальный язык. Композитор признавался: «Я чувствую, что вступаю в какой-то новый период и что овладеваю приемом, который у меня до сих пор являлся как бы случайным…». Речь идёт о специфическом стиле вокальной композиции, близком к старинным народным напевам, свободном от оков западной классики. Именно в «Китеже» плоды этих творческих изысканий воплотились в совершенстве, будь то в масштабных хорах или сольных монологах.

Премьера оперы состоялась 7 февраля 1907 года и прошла с оглушительным успехом. Новую версию русской мистерии подготовил Алексей Степанюк, режиссер спектакля 1994 года.

  •    21
avatar

автор материала Олег

2 апреля, сегодня
Показать еще