Пешком вокруг Московских ворот: маршрут для ценителей истории
Авторский маршрут «Фиесты» мы начнём у легендарных чугунных ворот, пройдёмся по Московскому проспекту и узнаем тайны его домов, найдём старые трамвайные пути и заброшенную станцию, а также узнаем, где в начале прошлого века производили вкуснейшее мороженое.
Московские Триумфальные ворота
Итак, для начала сами Московские ворота. Кстати, самое крупное архитектурное сооружение в Петербурге, сотворённое из чугуна. Поставить их поручил император Николай I в честь победы в русско-турецкой войне 1828–1829 годов. Он же лично придумал на них написать: «Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах». Проект сооружения придумал архитектор Василий Стасов.
Московские ворота торжественно заложили 14 сентября 1834 года. Огромные колонны отливали по частям на заводе. Высота ворот составляет 24 метра, длина — 36. Чуть более чем через 100 лет, в 1936 году, в связи с реконструкцией Московского проспекта ворота были разобраны. Сооружение хотели перенести в нынешний парк Победы, но этому помешала война. Ворота сыграли свою роль в обороне Ленинграда: чугунные детали использовались при возведении противотанковых сооружений на подступах к городу. Восстановили ворота на прежнем месте лишь в 1961 году.
Адрес: Московский проспект, 103
Академия ветеринарной медицины
От ворот пройдёмся чуть вперёд по Московскому проспекту. Здесь в доме 99 сейчас расположена Академия ветеринарной медицины, а исторически комплекс построек принадлежал Бактериологической лаборатории при Ветеринарном управлении Министерства внутренних дел. Примерный год постройки — 1905-й. В народе здание называют «Два шприца», что соединяет в себе визуальную схожесть шпилей и функцию сооружения.
Адрес: Московский проспект, 99
Памятный знак «Московская застава»
Прямо напротив Академии ветеринарной медицины в сквере установлен памятный знак «Московская застава». Он открыт в мае 2003 года в честь 300-летия города и напоминает, что «на этой площади в 1838 году по указу императора Николая I с въездной стороны Триумфальных ворот была сооружена Московская застава, служившая южной границей города».
Верстовой столб
Тут же, прямо напротив Московских ворот, у шоссе стоит каменный обелиск. Мало кто знает, что это верстовой столб. В 1744 году вышел указ Сената о «столблении» Царскосельской дороги (ныне Московский проспект, Пулковское и Петербургское шоссе). Тогда-то на ней и установили верстовые столбы и дорога стала «верстовой». Из 9 верстовых столбов только три сохранились до настоящего времени: один на Фонтанке, другой на углу 7-й Красноармейской улицы, третий — как раз у Московских ворот.
Бывшие склады акционерного общества «Просвещение»
Трёхэтажное здание из красного кирпича на Московском проспекте, 93 — постройка начала XX века (1906–1907 годы). Тогда здесь располагались склады акционерного общества «Просвещение» Н. С. Цетлина и А. Мейера. Сейчас здание выполняет похожую функцию.
Адрес: Московский проспект, 93
Московский проспект, 85
Любопытное здание на маршруте: пятиэтажный дом с разнокалиберными окнами. Построено здание на территории трамвайного парка и выходит главным фасадом на Малую Митрофаньевскую улицу. Ранее тут располагались учебно-курсовой комбинат Государственного унитарного предприятия «Горэлектротранс» и автошкола. Сейчас место выглядит заброшенным.
Петроградский механический хлебопекарный завод
Следующая наша остановка — у красивого промышленного сооружения. Оно не такое заброшенное, как предыдущие точки. Это бывший Петроградский механический хлебопекарный завод, построенный в 1915–1918 годах по проекту архитектора Шмелинга. В книге «Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга» архитектура производственного и конторского зданий завода определена как один из лучших примеров готицизма в промышленном модерне.
В Сети можно найти такое описание здания: «Других подобных я не видел больше нигде. Образ этого здания столь выразителен, что скорее напоминает храм, чем завод. Депрессивная мощь, страдание и концентрация воли. Всё это вырывается вверх, освобождаясь, как пепел, исторгаемый вулканом, и вместе с тем непоколебимо как сама гора».
Адрес: Малая Митрофаньевская улица, 4
Грузовое трамвайное депо
Да-да, по Петербургу когда-то ходили грузовые трамваи, но в 1997 году грузовое трамвайное движение было прекращено, а сам трамвайный парк был закрыт в 2002 году. Сейчас здесь останавливаются трамваи, но уже обычные. Оставшиеся здания — 1913–1915 годов постройки.
Адрес: Московский проспект, 81–83
Начальное училище имени Анны Бузовой
Чуть далее по Московскому проспекту — ещё одна интересная постройка начала XX века (1909–1910 годы). Это бывший ночлежный дом и начальное училище имени Анны Ефимовны Бузовой. Бузовы были владельцами нескольких домов на нынешней улице Марата. До Великой Отечественной войны и некоторое время после в этом доме размещалась музыкальная школа, затем здесь трудились работники ленинградского производственного швейного объединения «Маяк».
Адрес: Московский проспект, 89
Свято-Владимирская школа
Сейчас этот дом не привлекает внимания прохожих. Лишь присмотревшись внимательно, можно заметить, что первые два и последние три этажа не соответствуют друг другу. Дом был надстроен на три этажа в советское время, здесь располагалась больница.
В начале же XX века на крыше возвышались церковный купол и звонница с колоколами, а на фасаде на золотом фоне была большая икона святого равноапостольного князя Владимира, покровителя находящейся в этом здании Свято-Владимирской женской церковно-учительской школы. Эта школа была открыта в 1889 году. Сейчас в здании размещается православный центр и городская станция переливания крови.
Адрес: Московский проспект, 104
Заброшенные пути
Напротив православного центра — пустырь. Здесь вы найдёте старые трамвайные пути. У окрестностей этого места своя история, печальная. В 1930 году здесь произошла крупная дорожная катастрофа.
Далее цитируем газету «Красная Карелия» от 5 декабря 1930 года: «1 декабря в 7 час. 58 мин. утра на Международном проспекте, на переезде Октябрьской железной дороги, у бычьего поста, произошла трамвайная катастрофа. Маневровый железнодорожный поезд врезался в моторный вагон № 8, опрокинул и подмял его под себя. Катастрофа повлекла за собой гибель 28 человек, находящихся в трамвае, и тяжёлое ранение 8 человек и лёгкое 11 человек, преимущественно рабочих заводов „Электросила“ и „Скороход“, завода им. Егорова».
Промышленная станция Бадаевская
Если пройти прямо по рельсам, то в тени деревьев можно заметить заброшенное здание. Оно принадлежит станции Бадаевская, которая находится на тупиковой ветке от Волковской, рядом с Новодевичьим кладбищем. Путь, который вёл к одноимённым со станцией складам, сейчас полностью исчез в зарослях. В 2016 году начался демонтаж рельсов.
Дом акционерного общества товарных складов
Пышное здание 1913 года постройки на Черниговской улице. Впрочем, дом украшает лепнина, где вы прочитаете и его предназначение, и дату постройки. В доме размещались конторские и жилые помещения общества. Автором проекта здания был гражданский инженер И. В. Экскузович, который и придумал оформить здание в неоклассическом стиле с элементами барокко.
Адрес: Черниговская улица, 13
Холодильник «Завода льда» и Хладокомбината № 1
В 1914 году рядом с предыдущим описанным нами домом построили массивное здание холодильника и завода сухого льда. Позже на базе дома акционерного общества появился Петербургский хладокомбинат № 1. Здесь и производили легендарное местное мороженое. Кстати, в 1930-х годах был расцвет производства — только посмотрите, сколько было наименований: молочное, сливочное, ореховое, фруктовое, мокко, крем-брюле, ромовое мороженое и пломбир! Также здесь делали вафли, халву и леденцы.
Сейчас многие корпуса завода снесены или определены под снос. Здесь планируют построить торговый комплекс.
Адрес: Черниговская улица, 15